Пробуждаем характер интерьера. Секретный ингредиент — свет.
Каждый из нас делая ремонт в один прекрасный момент доходит до выбора освещения. И для многих этот момент сильно меняет представление о ремонте. Несмотря на кажущуюся простоту задачи, возникает очень много вопросов. Огромный ассортимент осветительной продукции дезориентирует: встраиваемые и накладные, люстры, бра, торшеры; с направленным и рассеянным светом и многое другое. Как из всего этого выбрать именно то, что нужно и при этом не испортить интерьер, а приукрасить его, создать правильную атмосферу дома или в офисе, правильно расставить акценты.
Чтобы получить ответы на интересующие вопросы, я посетил гродненский салон Галерея Света, где мне раскрыли все секреты светодизайна.
В салоне меня встречают сотрудники Виталий и Максим, и усаживают в удобное кресло с ярлыком «Kare design». Упав в кресло, я почувствовал, как желание работать покидает меня и хочется предаться релаксу. Но нет! Меня так просто не возьмешь. Я пришел сюда за информацией, и я добуду ее любой ценой!
— Начнем, пожалуй, с вопроса, который волнует каждого, кто сталкивается с выбором освещения: как выбрать правильный светильник для определенного помещения?
— На наш взгляд, для большинства помещений не существует универсального светильника, который позволил бы решить все возникающие перед ним задачи. Именно поэтому мы стараемся использовать комплексный подход, где на первое место выходит не сам светильник, а концепция освещения, состоящая из многих элементов. Это позволяет использовать множественные сценарии освещения, которые создают атмосферу, наиболее четко отвечающую Вашему настроению и потребностям в определенный момент.
— Т.е. человеку которому сложно выбрать один светильник, Вы предлагаете выбрать их несколько? Довольно странный подход.
— Думаю, если пытаться убедить человека, пришедшего выбрать люстру, что ему нужен не один светильник, а несколько — нас поймут неправильно. Однако большинство наших клиентов — это те, кто понимает, что не сможет обойтись одной, скажем, люстрой или люди, которые приходят по совету знакомых. И пусть многие не могут четко определить, чего именно они хотят — они готовы работать над этим.
Многие заказчики приходят с дизайнерами. С ними работать гораздо проще, так как хороший дизайнер четко знает, как должно выглядеть его творение. Нам остается только реализовать их идеи.
— И все же, как человеку, который делает ремонт без дизайнера, быть уверенным, что тот «набор» светильников, который Вы предложили, даст нужный результат?
— Для этого мы, при необходимости, делаем визуализации, где как раз-таки и видны типы светильников (а иногда и конкретные модели), сцены в которых они работают, а также функции и задачи, которые они решают. Визуализация позволяет ознакомиться с уже воплощенной концепцией на примере конкретного помещения, понять, достаточная ли освещенность, а также какого плана свет мы получим в той или иной зоне: мягкий рассеянный, акцентный, местный. Однако, стоит помнить, что визуализация не дизайн-проект. Для нас не важны конкретные модели мебели, отделочных материалов. Важно лишь то, как обстановка влияет на распределение света, и как свет подчеркивает достоинства интерьера. И, естественно, само качество освещения, насколько это конечно возможно…
— Что же может помешать? Недостаточный бюджет?
— Безусловно, качественное освещение требует финансовых вложений, однако это далеко не самая главная проблема. Разработать интересную концепцию можно и с использованием не самых дорогих светильников. Гораздо большей проблемой для нас, например, является то, что многие клиенты обращаются к нам, когда уже готова чистовая отделка. Соответственно, в данном случае мы очень ограничены как вариантами используемых светильников, так и их расположением. Ввиду сделанной разводки не все технологии могут быть применены. Конечно, современные системы освещения помогают найти решение в любой ситуации, но это приводит к тому, что сокращается количество доступных концепций.
— Т.е. до того, как приступить к ремонту мне уже необходимо понимать где и сколько светильников будет установлено?
— Более того, в некоторых случаях необходимо даже знать какие это будут светильники, как они будут управляться и многие другие факторы.
— Не слишком ли все это сложно? Как мне, как простому заказчику, не запутаться в этом и сделать все правильно?
— Наверное не пытаться самому вникать во все технические нюансы. Это наша задача, чтобы все работало правильно. Если сотрудничаете с нами — мы делаем расстановку, при необходимости, светотехнический расчет, проконсультируем Ваших монтажников, как установить и подключить все элементы освещения, на какие нюансы следует обратить особое внимание.
— Но у меня работают профессионалы! Уверен, они справятся с подключением светильника.
— С подключением обычного светильника — да. Но технический прогресс не стоит на месте. Системы освещения становятся все сложнее и технологически разнообразнее. И, к сожалению, не каждый специалист может самостоятельно разобраться с ними и найти всю информацию.
Для того, чтобы быть в «теме», мы поддерживаем постоянный контакт с производителями, участвуем в международных осветительных выставках и семинарах, и каждый год производители находят чем удивить. Так, например, было в апреле в Милане, на выставке Euroluce 2019, где задаются тренды на декоративное освещение на ближайшие 2 года.
— И чего же нам ждать от света в ближайшее время?
— Основной особенностью развития современного освещения я бы назвал все более тесное слияние света и пространства, когда свет является неотъемлемой составляющей интерьера, а восприятие интерьера практически невозможно без освещения. Так, современные осветительные системы, зачастую, полностью теряют свои форму и содержание без окружающего их пространства, и, в тоже время, придают данному пространству различные оттенки, настроение и атмосферу при использовании различных сценариев внутри него. Причем, в этом году, с полной уверенностью можно говорить о симбиозе света, пространства и времени, когда «новые» системы управления освещением взаимодействуют с пространством через призму времени. И это не простое включение-выключение в заданное время. В зависимости от сезона, времени суток и других заданных параметров, в автоматическом режиме может изменяться яркость и цветовая температура, использоваться те или иные группы светильников. Таким образом, взаимодействуя между собой, пространство и свет создают наиболее комфортную в данное время обстановку, тогда как Вам не приходится даже задумывать об этом.
Примером развития таких систем является эволюция профильных и трековых систем в многофункциональные низковольтные магнитные системы, и одной из наиболее развитых и универсальных среди них является система Move it от австрийской компании XAL.
Компания Vibia же пошла еще дальше и представила на Euroluce систему Plusminus — модульный светильник, где в качестве шины используется токопроводящая текстильная лента.
То же касается встраиваемых светильников. Если раньше «встройку» выбирали по одежке, т.е. акцент делался только на внешний вид, то теперь точечные светильники выбираются по содержанию. Т.е. главную роль играют характеристики излучаемого ими света и функциональная составляющая. Такие светильники становятся частью потолка, ниши, в которых они установлены, а иногда и вовсе практически незаметны.
— То есть, на Ваш взгляд, подвесные, напольные, настольные и прочие декоративные светильники уже не актуальны?
— Напротив! На наш взгляд такие светильники всегда будут оставаться актуальными. А с учетом таких тенденций, как непринятие и отказ от нефункционального декора в некоторых стилях, усиление роли сценариев освещения, их использование будет только шире.
Однако, как Вы правильно заметили, данные светильники, кроме всего прочего, являются декоративными объектами, а это значит, что кроме функциональной несут еще и декоративную функцию. Именно поэтому, чтобы говорить о тенденциях развития декоративного освещения, необходимо понимать, какие тренды характерны для современного дизайна в целом, какие стили сейчас наиболее актуальны и их ключевые особенности.
— И как вы можете охарактеризовать современные тенденции в сфере дизайна? Какие стили сейчас преобладают?
— Что касается конкретных стилей, то, на наш взгляд, в дизайне на сегодняшний день нет верховенства ни одного из них. На практике же, большинство стилей тесно переплетаются между собой, активно используя идеи и элементы друг друга. Кто-то скажет, что все это и есть современный (contemporary) стиль, кто-то назовет этот стиль «фьюжен». В основе данного стиля, как правило, лежит минимализм, с его лаконичностью и сдержанностью, на логику которого накладывается стилистика других направлений. Дизайнеры все меньше внимания уделяют отделке помещений, а сам интерьер становится лишь фоном для мебели, светильников и элементов декора. Тем не менее использование нефункционального декора обосновано и четко дозировано. Ведь основная идея минимализма — сделать простоту центром внимания. Переизбытку и лишнему в ней места нет.
Вторым, на наш взгляд, стилем, оказывающим значительное влияние на современный дизайн, является индустриальный стиль. Большие, открытые пространства, похожие на промышленные помещения; совмещение в одной комнате различных функциональных зон; обилие в отделке бетона, камня и кирпича. Стенды, оформленные в таком стиле, довольно часто встречались на Salone Del Mobile и Euroluce в 2019 году, и каждый из них собирал множество единомышленников.
Однако, вместе с ростом популярности, мы также наблюдаем и значительное преображение данного стиля. Индустриальный стиль становится менее жестким и брутальным. Уже никого не удивишь мебелью из паллет, имитацией промышленных механизмов, светильниками, стилизованными под водопроводные трубы. Из используемых материалов пропадает неотесанное дерево; грубый металл уступает место натуральной бронзе и латуни, изделиям с благородным матовым покрытием; кирпич и бетон становятся декоративным; начинают широко применятся такие натуральные материалы как мрамор, алебастр, войлок. И все это приправлено исключительно качественным теплым светом, который грамотно зонирует, расставляет акценты и создает нужную атмосферу в этом огромном едином пространстве.
Именно в стиле, которому, на наш взгляд, больше подходит название промышленный минимализм, чем индустриальный, представляет новинки своей дизайн-линейки Grok испанская компания LEDS-C4. Под вдохновением таких архитекторов, как Le Corbusier, Tadao Ando, или Valerio Olgiati бренд подготовил стенд, где в идею больших промышленных пространств удачно вписаны минималистичные формы, натуральные материалы. Сочетание металла с черным софт-тач покрытием и войлока горчичного или насыщенно красного цвета; хрома с алебастром и мрамором как раз в духе обновленного индустриального стиля.
Проникшись духом промышленного минимализма удивляет всех на Euroluce компания Masiero — один из известнейших «классических» итальянских брендов, c давней историей и традициями. Оставив в стороне золото и кристаллы Swarovski, компания создает потрясающие коллекции с упором на минимализм и индустриальный стиль. Сочетание характерных для данных стилей форм, мягких оттенков терракоты, синего, зеленого или матового черного со стеклом ручной работы мало кого оставили равнодушным.
По стендам гуру индустриального дизайна, бельгийской компании Wever&Ducre, можно следить за развитием стиля из года в год: от жесткого лофта, со стендом целиком и полностью созданным из паллет в 2013 году, до промышленного минимализма с интерьером, оформленным в одной из техник стрит-арта в 2019.
Как и у многих других компаний, значительное влияние на представленные фабрикой новинки оказали работы мастеров начала-середины XX века. Переосмысляя и вдохновляясь их идеями были созданы брутальный, но в то же время изящный Roomor и ультратонкие, с минималистичным дизайном светильники DINOR, таинственный Dro и создающий динамические отношения между пользователем, светильником и светом Mirro.
Однако не смотря на значительное использование названных двух стилей, современный дизайн ими не ограничивается. Не меньшее влияние оказывают на него и другие стили, появившиеся и развивавшиеся в XX веке, такие как скандинавский, модернизм, винтаж и другие.
Так, характер «сканди», на мой взгляд, еще долго будет актуальным для северных стран. И пусть его наполнение сегодня сильно меняется, но его дух стремления к теплоте и уюту, экологичности, чистоте и природности форм остаются неизменными. Особую актуальность в нашей стране данный стиль завоевал еще и благодаря своей доступности. Идеальных результатов можно достичь, не затрачивая огромных денег, а сочетая мебель из ИКЕА с бюджетными светильниками и декором.
Не угасает у дизайнеров интерес к стилистике 60-х годов XX века. Мебель, светильники, детали декора этого периода можно найти в каталогах многих производителей, таких как Kare-Design (Германия), Faro (Испания), а некоторые фабрики с историей, такие как Artemide или Martinelli Luce до сих пор активно используют светильники, разработанные в эти годы.
И напоследок, отдельно от остальных хотелось бы упомянуть о самом эффектном стиле XX века. возникшем в 20−30х годах, как ответ на запросы промышленных и бизнес-элит того времени в дорогих и в то же время модных интерьерах — стиле ар-деко. Стиль, который призван удовлетворять потребности самой респектабельной и требовательной части общества; которому чужды любые идеологии, значение имеет только стремление к статусу и комфорту, возрождается сегодня с новой силой.
Простота форм, чистые линии и безупречные пропорции в ар-деко являются отличным фоном для роскошных фактур. Акценты делаются на роскошные материалы: редкие сорта древесины, экзотическую кожу, бархат и велюр, зеркальные поверхности, блестящие металлы, чья выразительность не нуждается в дополнительной поддержке. Стиль с легкостью впитывает все новое и самое лучшее, что появляется в мире и переформатирует под себя.
Все это делает объекты и элементы стиля привлекательным и желанными. Однако, благодаря своей элитарности, стиль остается недоступным для каждого и с успехом выполняет свою главную задачу — подчеркивает статусность. И не стоит даже пытаться создать интерьер в стиле ар-деко с низким бюджетом. Дешевый ламинат, золото из баллончика и реплики сомнительного качества могут воплотиться лишь в пародии.
Множество оригинальных элементов, мебели, светильников и аксессуаров для создания уникальных интерьеров в стиле ар-деко можно найти в ассортименте голландской фабрики Eichholtz.
— И каверзный вопрос в завершение нашей беседы. Как Вы считаете, чего больше всего не хватает белорусскому дизайну и на что бы Вы посоветовали обратить особое внимание.
— На наш взгляд, самая большая проблема белорусского дизайна (хотя не только дизайна) — это отсутствие индивидуальности. Мы боимся выбирать и создавать что-то сами, ориентируясь на идеалы, навязываемые нам обложками глянцевых журналов. При этом мало кто хочет обращать внимание на то, что на такие обложки чаще всего попадают элитные интерьеры, на воссоздание которых достаточного бюджета нет не только у среднестатистического, но, зачастую, даже у состоятельного белоруса.
Но что же делать, если сами мы создавать боимся, а на интерьер с картинки средств недостаточно? Ведь даже светильники именитых брендов, таких как Roll&Hill, Lindsey Adelman, Delightfull, Vibia, Flos и другие могут стоить тысячи и даже десятки тысяч евро.
На выручку приходят так распространенные у нас реплики. И тут кроется одна проблема, о которой почему-то никто не задумывается — реплики, которые стоят в несколько, а то и десятки раз дешевле оригинала не могут и близко сравниться с оригиналом. В итоге интерьер созданный с помощью таких элементов выглядит скорее нелепо и парадоксально, чем элегантно.
— И что же Вы можете посоветовать в таком случае?
— То, что мы хотели бы посоветовать каждому, кто начинает ремонт:
— Во-первых, это соотносить свои желания со своими возможностями, выбирать стиль, соответствующий своему бюджету, а не опираясь на понравившуюся картинку в интернете. Как писалось выше, есть стили, требующие значительных финансовых вложений. И не стоит даже думать о классике или ар-деко, если у Вас в кармане нет круглой суммы, иначе в результате Вы получите не красивый и роскошный интерьер, а лишь пародию.
— Второй совет — как можно меньше смотрите в сторону реплик. Ведь цена большинства реплик обусловлена именно схожестью с оригиналом, а не собственными декоративными свойствами и техническими характеристиками. В то же время, в отведенный бюджет, практически всегда можно найти множество оригинальных и интересных вещей от менее «элитных» производителей, которые безусловно смогут украсить Ваш интерьер. Среди производителей светильников можно обратить внимание на LEDS-C4, Wever&Ducre, Faro и другие фабрики, которые предлагают изделия высокого качества, созданные талантливыми дизайнерами и в то же время доступные для среднего класса.
Если же у Вас не получается выбрать необходимые элементы самостоятельно — обратитесь к профессионалам. Мы с удовольствием Вам поможем.